Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Шакти, 50 - 21 марта 2017 20:27

Все
ОБ ОТНОШЕНИИ К МИРУ
Сегодня разбираем стихотворение одного сумасшедшего, впрочем, гениального поэта Глазкова. Сначала текст:

"Существует четыре пути.
Первый путь - что-нибудь обойти.

Путь второй - отрицание, ибо
Признаётся негодным что-либо.

Третий путь - на второй не похож он,
В нём предмет признается хорошим.

И четвёртый есть путь - настоящий,
Над пространством путей надстоящий:

В нём предмет помещается в мире.
Всех путей существует четыре".

В логику художника бывает сложно вникнуть, но попробуем.
Первое, что надо отметить, приступая к разбору текста, это то, что перед нами, выражаясь научным языком, типология; в основании типологии - отношение к миру, способ взаимодействия с ним.

Сначала посмотрим на второй и третий пути. - Совершенно очевидно, что они - оценочные, т.к. построены по принципу дихотомии: "плохое vs хорошее". Сразу же отметим, что оценка предмета как плохого или хорошего может осуществляться только посредством его сравнения с неким идеальным образцом, который назовем " должным". "Должное" - это всегда некий идеал нормы, т.е. должное всегда нормативно.

Сам по себе предмет не может принадлежать к полюсу "плохое", либо полюсу "хорошее" - отнести предмет к одному из полюсов может лишь человек, поскольку именно он устанавливает т.н. "должное". При этом оценка предмета может быть осуществлена с двух ракурсов: объективного и субъективного.

В первом случае предмет оценивается как плохой/хороший сам по себе, так сказать, с точки зрения его объективных качеств. Например, это яблоко хорошее, потому что оно большое, спелое и без признаков гниения и червяков. А вон то - маленькое и сморщенное, значит, бяка.
Во втором случае предмет оценивается как плохой/хороший с точки зрения его пользы для меня, т.е. с точки зрения его субъективной значимости. Субъективная значимость предмета может совпадать с его объективными качествами, а может и расходиться с ними. Например, яблоко большое, спелое и без признаков гниения и червяков, но оно кислое, поскольку антоновка, а я не люблю кислое и вообще терпеть не могу яблоки. Поэтому фу на него.

С оценкой человека сложнее. Здесь плохое/хорошее приобретает еще и нравственное измерение, и зона объективного "должного" расширяется. Расширяется и зона субъективного "должного", поскольку увеличивается значимость нашего взаимодействия с живым объектом.

Итак, оценка предмета во втором и третьем пути - это отнесение его к одному из полюсов: либо плюс, либо минус. Отнесение производится посредством сравнения с идеальным образцом, объективным и субъективным.

Теперь посмотрим на первый путь, когда мы "обходим" предмет. "Обойти" в данном случае, это "обогнуть" или "обойти стороной". Почему мы обходим стороной какой-нибудь предмет? Вряд ли потому что не заметили его - в этом случае нам не пришла бы в голову мысль его обходить и мы шли бы по прямой. А если решили обойти, стало быть, сначала постановили, что оно нам не надо. Но для того, чтобы решить, надо оно нам или нет, нам предмет предварительно надо оценить. И вновь оценка располагается на континууме "плохой-хороший". Таким образом, в основании первого пути лежит все то же оценочное суждение, но наше поведение можно трактовать двояко. Либо наше суждение о предмете поверхностно (например, предмет не задевает наши чувствительные точки), либо суждение относительно предмета выносится по образцу "яблоко большое, спелое и без признаков гниения и червяков, но оно кислое, поскольку антоновка, а вообще я равнодушен к яблокам, поэтому не стану его есть". Т.е. выделять этот путь в отдельный можно, только если оценка предмета принадлежит не одному из полюсов континуума "плохой-хороший"., а более менее нейтральна и находится где-то ближе к середине с незначительным сдвигом в сторону "плохой".

Но возможно и другое понимание выражения "обойти предмет". Обойти в этом случае, значит "обойти вниманием". Отношение к предмету в этом случае безоценочное - в том смысле, что оценивать нам нечего, т.к. образа предмета попросту нет в нашем сознании. Я склоняюсь к тому, что Глазков употребил "обойти" именно в этом, втором, значении, иначе типология распадается, поскольку не имеет под собой логического основания.

Тогда три пути выглядят так: 1) не заметить; 2) заметить, оценить и отвергнуть; 3) заметить, оценить и принять.
(Продолжение в комменте)
Добавить комментарий Комментарии: 50
Behemoth
Behemoth , 48 лет23 марта 2017 22:02
А смысл вам разбирать??
Зы. Point не ваше второе я, не?? И в чс мамзель мну отрихтовала, нипайму, за какие грехи))))))))
Показать ответы (3)
Вячеслав
Вячеслав , 61 год21 марта 2017 23:08
Срединный путь.
Показать ответы (1)
Вячеслав
Вячеслав , 61 год21 марта 2017 22:56
Это не Байрон)
...
... , 58 лет21 марта 2017 21:44
Как хорошо, что не поверить алгеброй гармонию.
Иначе мы лишились бы поэзии - осталась бы одна проза.
Показать ответы (16)
Николай
Николай , 56 лет21 марта 2017 21:15
Я бы не стал разделять мир на два полюса - хороший и плохой, я считаю что сущее не имеет этих качеств. Эти качества стали присущи сущему только при появлении в нем живых существ, для которых мир то плох, то хорош, в зависимости от потребностей разумного существа.
Поэтому и "должного" в нем тоже нет, мы пытаемся подстроить мир под свои потребности и нужды, а если он этому не соответствует, значит он "плохой", а если соответствует - то "хороший".
Плохой мир это тот мир, в котором существуют боль, страдания и горе, хороший - когда в нем радость, любовь и счастье.
Какой мир предпочитают люди?
Конечно тот, в котором царят мир и счастье, вот и вся философия. :)
Показать ответы (19)
Вицлипуцли
Вицлипуцли , 59 лет21 марта 2017 20:32
Зачем вы постите эту ЕРУНДУ. Мы ведь не закончили в предыдущей дискуссии.
Показать ответы (2)
Шакти
Шакти , 50 лет21 марта 2017 20:28
Самый интересный путь, и он же "настоящий", каким его видит поэт, - "помещение предмета в мире". Что это за путь? Для меня очевидно, что этот путь - идеал академической науки, задача которой есть объективное познание "сущего", при котором минимизирована субъективность исследователя и максимизировано его безоценочное отношение к предмету с точки зрения "должного". Более менее беспроблемно это достигается в естественно-научных дисциплинах. Например, физику ни тепло, ни холодно от свойства электрона или волновой функции - его задача описать их поведение и объяснить, почему они ведут себя так, а не иначе. У физика нет соблазна "сущее" сравнить с "должным", поскольку в физической природе есть только сущее, а должного нет.

А вот у социолога (социального физика) задачка посложнее. Социальная реальность это такое "сущее", в которое "должное" встроено как онтологическая категория, - ведь без ценностных идей общество не существует, ценностями проникнуты все фрагменты социальной реальности. Коли так, то при описании "сущего" невозможно отказаться от сформулированного классиком социологии Максом Вебером принципа "отнесения к ценности". Ценность в данном случае - это сравнение сущего с "идеальным типом" сущего, конструирование которого выступает чисто методологическим приёмом. При этом, согласно Веберу же, возможна "свобода от оценки", когда "сущее" описывается и объясняется с точки зрения его объективных качеств без сравнения этого "сущего" с субъективно "должным". Т.о. из описания и объяснения исключается нормативная компонента, и "сущее" не оценивается ни как хорошее, ни как плохое, а только "как есть". Это что касается социологии.

Возможен ли такой способ отношения к объектам социальной реальности вне социальной науки? До определенных пределов - вполне, если способом восприятия является не отягощенное нормативностью понимание окружающего мира. Это и есть "помещение предмета в мире".

При такой трактовке, мне кажется, типология, предложенная Глазковым, приобретает смысл и оправданна.

К чему это я? А вот к чему. Зайдешь иногда в дневники и наткнешься на пост, в котором всё обстоятельно рассказано о природе сущего: и о природе М, и о природе Ж, и о том, какие М и Ж разные и почему. И хоть понимаешь, что глобальные обобщения, как и глобальные противопоставления, возможны только с большой натяжкой, все же радуешься, что человек встал на правильный путь. Однако в конце таких текстов все же стандартно следует отклоняющееся от намеченной ранее линии заключение "и все-таки бабы дуры" или "все мужики козлы". Из чего заключаешь о сбое в навигации и топографическом кретинизме авторов.
Показать ответы (2)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.